Огласительные беседы

Крещение детей родителей-христиан.

Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием Крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием. 

Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду Крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме (124-е правило Карфагенского Собора).
Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя91, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания.

Крещение детей нехристиан.

Разрешается Крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства Крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином.

Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:
Священник аще крестит турчину детищ… да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

Восприемники младенцев.

В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, проводятся также огласительные беседы.

Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):
неверующие, некрещеные и инославные христиане (христиане другого исповедания: члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);
— совершенно несведущие в православной вере, не имеющие опыта церковной жизни и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
— лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
родители крещаемого младенца;
монашествующие;
малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы);
потерявшие рассудок.

О возможности вступления в брак восприемников одного младенца.

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. В «Номоканоне при Большом Требнике» (XVI в.) указано на препятствие к браку восприемников одного ребенка:
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются (Номоканон при Большом Требнике, ст. 209) .
Однако из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина – для женского пола).
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола».
Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным.
Тем не менее, по установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами.

Print Friendly, PDF & Email